- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Разработка мероприятий, направленных на совершенствование государственной политики Российской Федерации в сфере образования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012786 |
Тема: | Разработка мероприятий, направленных на совершенствование государственной политики Российской Федерации в сфере образования |
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………… 3 Глава 1. Основные теоретические аспекты государственной политики в сфере высшего образования………………………..….. 6 1.1 Система высшего образования и его роль в современных условиях ………... 6 1.2 Эволюция системы высшего образования в Российской Федерации……………………………… 8 1.3 Нормативно-правовое регулирование в сфере высшего образования Российской Федерации……..………….……. 18 Глава 2. Оценка государственной политики в сфере высшего образования……………………………………………………….… 28 2.1 Анализ государственной политики в сфере высшего образования в России…………………..……………….………. 28 2.2 Зарубежный опыт государственной политики в сфере высшего образования ……..……………………………………… 42 2.3 Проблемы государственной политики в сфере высшего образования ………………………………………………………….. 47 Глава 3. Совершенствование государственной политики в сфере высшего образования в Российской Федерации………….. 49 3.1 Направления развития государственной политики в сфере высшего образования……………………………..……………. 49 3.2 Мероприятия по совершенствованию системы высшего образования……………………………………………. 54 3.3 Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию государственной политики в сфере высшего образоания….. 55 Заключение…………………………………………………………….. Список использованных источников……………………………….. Приложения ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы. Актуальность данной работы состоит в том что, высшее образование на сегодняшний день оказывает прямое влияние на конкурентоспособность экономики страны в целом посредством подготовки квалифицированных кадров, а также развитии целостной и творческой личности, что является одним из главных факторов нормального функционирования экономики государства. На данный момент, оценка уровня развития страны определяется, также и образованностью её граждан. Совершенствование системы высшего образования - это прямой путь к положительным изменениям в обществе, а также к его нормальному функционированию. Очень важна при получении знаний поддержка государства. Его задачей является улучшение условий образования, совершенствование системы образования, создание государственных образовательных стандартов, правильное распределение ответственности, формирование законодательных актов. В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн. педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам и элементам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального, политического и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений. В последние годы появились работы, посвященные анализу функционирования и структурных особенностей отдельных видов образования, исследования, посвященные различным сторонам жизнедеятельности субъектов образования, проектированию модели специалиста, проблемам эффективности управления образованием и обучением. Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, в процессе развития система образования регулярно приходит в противоречие с потребностями развития науки и производства. Переход к новым технологиям, к новым средствам коммуникации, системам управления людьми требует коренных преобразований и в подходах к обучению новым знаниям. Актуальность исследования заключается в том, что государственная политика в сфере высшего образования является важным звеном для развития страны. Однако в стране есть нехватка профессионалов в сфере образования, которые помогут государству увидеть и устранить возникшие проблемы. По этой причине политика России нацелена на решение проблем в сфере образования. Цель исследования: разработка мероприятий, направленных на совершенствование государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Для достижения указанной выше цели необходимо решить следующие задачи: 1) Рассмотреть систему высшего образования и его роль в современных условиях; 2) Рассмотреть эволюцию системы высшего образования в Российской Федерации; 3) Рассмотреть нормативно-правовое регулирование в сфере высшего образования в Российской Федерации; 4) Осуществить анализ государственной политики в области высшего образования в России; 5) Рассмотреть зарубежный опыт государственной политики в сфере высшего образования; 6) Выявить проблемы государственной политик в сфере высшего образования; 7) Определить направления развития государственной политики в сфере высшего образования; 8) Выработать предложения по мероприятиям для совершенствования системы высшего образования; 9) Оценить эффективность применения предложенных мероприятий по совершенствованию государственной политики в сфере высшего образования. Объект исследования: государственная политика в сфере образования. Предмет исследования: механизмы реализации государственной политики в области образования. Цель и задачи исследования предполагают использование методов системного анализа, которые позволили подробно рассмотреть систему государственного регулирования образования в Российской Федерации. В качестве инструментов исследования были использованы методы группировки, научной индукции и дедукции, обобщения, экономико-статистического анализа, сравнения, а также табличные и графические приемы отражения статистических данных. Методологической и теоретической основой является законодательство РФ в сфере образования. Также основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов в сфере государственного управления, экономической теории, проектного менеджмента, устойчивого развития социально-экономических систем. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 параграфов, заключения, списка литературы и приложений. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Понятие высшего образования и его роль в современных условиях В законодательстве России1 под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под термином «Высшее образование» понимается подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры в различных высших школах, в которые принимаются лица, успешно окончившие средние общеобразовательные школы, или средние специальные учебные заведения [Советский энциклопедический словарь терминов] В современном мире высшее профессиональное образование — это не только норма жизни, но и необходимое условие для успешного существования. Высшее образование — это верхний уровень получения образования, следующий за средним образованием. Высшее образование человек получает исходя из своих личных интересов, финансовых возможностей и своего интеллектуального опыта. Получают высшее профессиональное образование в университетах, институтах, колледжах и академиях, а также в их филиалах (рис.1). Рисунок 1- Система высшего образования в Российской Федерации. В Российской Федерации, согласно Федеральному Закону "Об образовании"2 [ ст.3.п.1], сфера образования объявлена приоритетной, то есть, преимущественной. Право каждого гражданина Российской Федерации на образование закреплено Конституцией3 [ ст.43.п.1]. Высшее учебное заведение (вуз) – это образовательное учреждение, имеющее статус юридического лица, которое: - дает высшее профессиональное образование; - выпускает высококвалифицированных специалистов; - осуществляет научную деятельность. Высшее учебное заведение на основании правовой базы Российской Федерации должно иметь лицензию на образовательные программы и выполнять следующие задачи: - продвигать научную и социально-культурную деятельность; - исполнять требования личности в умственной деятельности, а так же способствовать культурному развитию и формированию гражданской позиции, сохранению и уважению общественных ценностей. Существуют следующие виды высших учебных заведений (см. таблицу 1.) Таблица 1. - Виды и наименования высших учебных заведений Наименование высшего учебного заведения Определение. Отличительные черты Федеральный университет Ведущий научно-методический центр, который осуществляет инновационные программы в сфере высшего и послевузовского образования на мировом уровне, а так же осуществляет подготовку и переподготовку кадров для социально-экономического развития региона. Специализируется на широком многообразии отраслей научной деятельности и различных направлениях подготовки на мировом уровне Университет В пределах своей деятельность является ведущим научно-методическим центром, осуществляет научно-исследовательскую деятельность, осуществляет инновационные программы в сфере высшего и послевузовского образования по широкому спектру направлений подготовки. Специализируется на широком многообразии отраслей научной деятельности и различных направлениях подготовки на мировом уровне на государственном уровне Академия В области своей деятельности ведущий научный и методический центр, реализует программы высшего и послевузовского образования, осуществляет научно-исследовательскую деятельность в одной области науки, реализует программы послевузовского профессионального образования. Специализируется на конкретной отрасли научной деятельности и различных направлениях подготовки Институт реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. Специализируется на различных направления подготовки в пределах конкретной деятельности Роль высшего образования очень высока. Это обуславливается стремлением Российской Федерации к уровню стран мирового сообщества, и уровню развития стран Европейского Союза. Исходя из этого, можно понять, что способность конкурировать со странами ЕС возможна лишь после формирования национальной государственной политики в этой области на должном уровне. Сфера высшего и послевузовского образования стала выдвигаться в конце ХХ века на первый план общественной жизни России. Это качественно нашло отражение в ее стремительном и неконтролируемом развитии за последние годы. Это можно доказать простым примером - согласно статистическим данным, за последние 10 лет высшее образование в России получили такое число граждан, которое не получали за всю историю развития системы в нашем государстве. Нормальное существование любого общества невозможно без полноценного функционирования и развития системы высшего образования. Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития своих профессиональных и личностных качеств. Происходящая сейчас информатизация мирового сообщества является научным и реальным фактом. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в концепции информационного общества, становлении информационной цивилизации. Информация, знание становятся тем «фундаментальным социальным фактором», который лежит в основе экономического развития. То, что знание занимает ключевые позиции в экономическом развитии, превращаясь в основной источник стоимости в постиндустриальном, информационном обществе, радикально изменяет место образования в структуре общественной жизни, соотношении таких ее сфер, как образование и экономика. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, потребность в их перманентном обновлении и развитии становится фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике. Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. В последние годы роль высшего образования меняется, оно становится более доступным для широкого круга людей, и количество владельцев дипломов непрерывно растет увеличение предложения квалифицированной рабочей силы и ее избыток дают возможность работодателю выбирать из огромной массы специалистов, а, значит, и повышать претензии к уровню подготовки работника. Образование — важная составная часть воспроизводства рабочей силы. Увеличиваются пропорции активного населения, занятого в сфере услуг, образования, исследований, коммуникации, социальной работы и других видов деятельности, где процент выпускников вузов выше, чем, например, в сельском хозяйстве и в традиционных отраслях промышленности. Поэтому роль высшего образования возрастает потому, что спрос стал больше. Высшее образование призвано передавать знания, умения и формировать качества, которые позволят выпускникам изучить различные профессиональные ситуации и адаптироваться к неожиданным поворотам в ходе изменений в технологических процессах, в организации труда и структуре профессии. Высшее образование играет большую роль на любом факультете вуза, так как оно выполняет важную социальную задачу: оно является одним из средств осуществления социальной справедливости в обществе. Получение высшего образования без отрыва от работы открывает дорогу к знаниям, профессиональному и культурному росту большого числа людей, не, имеющих возможности подучить образование на дневных отделениях. Причины эти бывают самые разные, часто они не зависят от личностных особенностей человека (семейное положение, материальные условия, отдаленность педвуза от места жительства и т.д.). Формирование и эффективное функционирование системы высшего образования играет важную роль, так как оно выполняет важнейшее условие социально-экономического развития страны, всестороннего развития личности, а это одна из основных направлений высшего образования. Высшее образование играет большую роль, и особенно университетское, выступает одновременно и в роли новатора, способствуя процессу приращения знаний в результате проводимой исследовательской деятельности, и в роли консерватора, в том, что касается образовательной деятельности. 1.2 Эволюция системы высшего образования в Российской Федерации Исторический путь развития высшего образования включает в себя процесс зарождения, становления и прогресс системы высшего образования, который можно разделить на монархический, советский и современный периоды, отражающие особенности функционирования основных типов учебных заведений. Неслучайно образование считают культурой в динамике. Теперь это еще и динамично развивающаяся, воспроизводящаяся в новых поколениях наука [ ]4. В России первым высшем учебным заведением стала Славяно-греко-латинская академия, созданная в 1687 году в Москве. Академия готовила кадры и для Православной Церкви, хотя носила характер всесословный и светский характер. Академия привила ту духовно-интеллектуальную среду, которая в скором будущем позволит ей обрести еще большее значение для развития не только русской церковной, но и русской светской науки5[ ]. Следующим этапом становления высшего образования следует считать период императорства Петра I. Его реформаторская политика и процесс развития промышленности требовали новых кадров для страны. В связи с этим были открыты Школа математических и навигацких наук (1701), Артиллерийско-инженерная школа, медицинская школа (1707), Морская академия (1715), медицинская школа (1716), инженерная школа (1719)6 [2]. 1724 год был ознаменован открытием первого классического университета в России — Академическим университетом, а также была создана Академия наук по распоряжению Петра I в Санкт-Петербурге. Нельзя и оставить без внимания деятельность ученого-энциклопедиста, первого русского академика М. В. Ломоносова. Благодаря ученому был создан Московский университет в 1755 году. Академические гимназии и университет, созданные в 1724 году не справились с задачей подготовки научных кадров. Предложения ученого, сформулированные в письме к И. И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. Во второй половине XVIII века происходит промышленный переворот, вследствие изобретения паровой машины произошел переход от мануфактурного производства к фабричному. Следовательно, возникла необходимость в квалифицированных кадрах с инженерным образованием. В связи с этим появляются первые высшие технические университеты. 21 октября 1773 года — Екатерина II начертала на указе о создании инженерного училища по горной части «быть по сему». Эта дата стала днем рождения всего высшего технического образования России. Оно стало воплощением идей Петра I и М. В. Ломоносова о подготовке собственных специалистов для развития горнозаводского дела7 [6]. Тем временем центрами учебных округов становились университеты. По Университетскому уставу 1804 года, университеты открывались в Казани (1804) и Харькове (1805). К примеру, уже впервые десятилетия Казанский университет стал крупным центром образования и науки. Предмет особой гордости университета — выдающиеся научные открытия и достижения: создание неевклидовой геометрии (Н. И. Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К. К. Клаус), создание теории строения органических соединений (А. М. Бутлеров) и многие другие. Для подготовки учителей при них открылись педагогические институты, ведущую роль среди которых сыграл самостоятельный педагогический институт в Петербурге (1804). В 1819 году на его базе был создан Санкт-Петербургский университет (ныне Санкт-Петербургский государственный университет)8 [2]. В связи с быстрым развитием собственной промышленности, науки и инженерного дела в 1892 году в России насчитывалось 48 вузов, в 1899 году — 56, а в 1917 году — 65. В 1914–1915 учебном году насчитывалось 105 высших учебных заведений. Большинство вузов располагалось в Петрограде, Москве, Киеве и других городах Европейской части страны. В Советский период развитие системы высшего образования в корне изменилось. Сфера образования становится инструментом воздействия на общество. В результате прихода к власти большевиков был проведен процесс национализации крупной промышленности. В связи с этим Советское правительство нуждалось в подготовке грамотных специалистов. Ведь как государству с огромным потенциалом нужно было закрепить свои позиции в управлении и развитии промышленного комплекса. Ситуация в сфере образования в годы советской власти была в не лучшем состоянии. Об этом нам свидетельствуют статистические данные уровня грамотности населения. На территории Советской России в 1920, умело читать всего лишь 41,7 %9 [7]. Важно отметить, что перепись 1920 года не была всеобщей и не охватила большую часть территории страны. Она не охватила те районы, где шли военные действия. Естественно, в этих условия первостепенной задачей становится ликвидация неграмотности. Законодательно в 1918 г. — Конституции было закреплено право на «полное, всестороннее и бесплатное образование». В 1919 году Совнарком принял декрет, согласно которому все население России обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке. В системе высшего образования происходил процесс пролетаризации. В августе 1918 г. были введены новые правила приема в вузы. Для привлечения в состав студентов рабоче-крестьянской молодежи отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, устанавливались стипендии для студентов из пролетарских слоев. В стране создаются так называемые рабочие факультеты — общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие подготовку в вузы. Несмотря на трудности, связанные с гражданской войной, мероприятия большевиков в области высшего образования привели к тому, что число вузов к 1920 году увеличилось почти в 2,5 раза10 [1; с. 156]. Реализация программ высшего образования была связана с запросами производства и народного хозяйства, что отразилось в постановлении Совнаркома от 4 июня 1920 года «О высших технических заведениях». Обучение там продолжалось 3 года и велось на основе практического изучения производственных процессов на предприятиях. В 1923 году в вузах была введена плата за обучение. Но она не взималась в коммунистических высших учебных заведениях, рабочих факультетах и педагогических техникумах11 [4]. Льготниками стали такие категории граждан как военные, работники образования, крестьяне, инвалиды, стипендиаты, Герои СССР и Герои Социалистического Труда. В 1929 году Наркомпрос РСФСР разрешил студентам технических специальностей, учиться по заочной форме в отраслевых втузах. В то же время в вузах создавалась аспирантура12 [8]. Эти мероприятия говорят нам о том, что можно считать, что система высшего образования сложилась. Высшему образованию в военные годы был нанесен огромный урон. Многие вузы были разрушены. В послевоенное время многие из вузов пришлось восстанавливать практически заново. Некоторые вузы, не располагавшие современной на тот момент материально-технической и учебно-научной базой, были присоединены к более крупным вузам для повышения качества образования. В 1960–1980-е годы высшее образование в СССР было бесплатным. В вузы по единым правилам приёма на дневную форму обучения принимались имеющие законченное среднее образование лица в возрасте до 35 лет. Одной из основных целей высшего образования в СССР было овладение марксистско-ленинской теорией. Студент, прошедший обучение в вузе, должен был быть активным строителем коммунистического общества. С 1990-х годов в российском образовании проводится реформа. Ее основными направлениями стали ориентация на развитие личности учащихся, формирование знаний, умений и навыков, стандартизацию образования для преемственности образовательных программ и единства образовательного пространства и введение единого государственного экзамена как формы совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы. В 2003 году на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу. Основные цели процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования. Присоединение к Болонскому процессу даёт новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией. На современном этапе развития высшей школы отмечается рост учебных заведений. По данным на 2017 год в России 562 государственных высших учебных заведений и 662 негосударственных. В них обучалось 4 739 500 человек, в том числе на дневном отделении — 2 624 300 человек13 [9]. Для развития системы высшего профессионального образования, эффективности работы региональных образовательных структур и укрепления их связей с экономикой и социальной сферой федеральных округов с 2006 года на территории России стали создаваться на базе классических и технических высших учебных заведений Федеральные университеты. На сегодняшний день их насчитывается девять Федеральных университетов. В целом развитию системы Университетского образования в России можно дать положительную оценку. К примеру, достаточно лишь учесть тот факт, что, несмотря на недостатки советской системы образования, наши инженерно-технические специальности ценились высоко политическими оппонентами в СССР. Советская модель обучения по параметрам эффективности является лидером и, в настоящее время китайская система образования преемницей. Много изменений произошло в сфере высшего образования с момента возникновения первых высших учебных заведений в XVII веке. Высшее образование на протяжении своего исторического пути развивалось в прогрессии роста его доступности и массовизации. Рыночные реформы на пороге XXI века в России также реализовали социальные ожидания населения — количество высших учебных заведений увеличилось более чем в два раза. По данным ЮНЕСКО, в ближайшие 30 лет университетское образование получит больше людей, чем за всю предыдущую историю цивилизации. Но на протяжении своего исторического пути мы видим, что приоритетной задачей для страны в целом остается не увеличение количество вузов, а улучшение качества образования в них. Небольшими шагами высшее образование стремится взойти на новый уровень, поравнявшись с ведущими странами дальнего зарубежья. 1.3. Нормативно-правовое регулирование государственной политики в сфере образования в России Правовое регулирование системы высшего образования Российской Федерации осуществляется отраслевым законодательством и нормами конституционного, международного, гражданского, административного, финансового (в т.ч. бюджетного) и трудового права, а также нормативно- правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, принимаемыми в пределах их компетенции. К органам исполнительной власти, оказывающей влияние на образовательную политику, относятся: правительство, министерство финансов, министерство экономики, министерство образования. Решения, принимаемые исполнительными органами, выходят в виде официальных документов14. [ ] Документов, регулирующих область высшего образования достаточно много: постановления, приказы Министерства образования и науки России, приказы Российского образовательного надзора, ФЗ-№273 "Об образовании в Российской Федерации". Они касаются различных разделов высшего образования. Основные документы, которые определяют и регулируют государственную политику в сфере высшего образования, это ФЗ-№273 "Об образовании в Российской Федерации"15 [ ], Федеральная программа развития образования16 [ ], Национальная доктрина развития образования17 [ ] и Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года18[ ] . В ФЗ-№273 "Об образовании в Российской Федерации" содержатся нормы, регламентирующие высшее образование. В национальной доктрине развития образования закрепляются основные цели, задачи и приоритеты, направленные на развитие области образования. В федеральной программе развития образования и концепции модернизации российского образования говорится о стратегических приоритетных направлениях государственной политики в области развития и задачах развития российского образования. Согласно Концепции, действующей на данный момент Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020 годы, приоритетные направления государственной политики в сфере образования формируются на основании норм, указанных в следующих нормативно-правовых актах: 1) Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ: предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование 19[2]; 2) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в котором говорится о целевых мероприятиях и показателях в области образования и науки20 [4]; 3) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р:; 4) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 31 января 2013 г.: определяют цели и приоритеты политики в области социального и экономического развития в среднесрочной перспективе, направлены на реализацию положений указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 - 606, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и уточнены с учетом сложившихся экономических условий21. [9] Каждый из данных документов создает направления для развития образовательной сферы, а Федеральная программа развития образования создает комплекс мер по решению заданных задач с целью улучшения качества образования. Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов развитие высшего образования будет направлено на повышение качества образования, а так же повышение общедоступности в его получении, подготовка высококвалифицированных кадров в соответствии с требованиями нынешнего общества и государства, необходимостью развития инноваций в экономической сфере, а так предоставление рынку труда профессионально обученных кадров. Помимо данных нормативно-правовых актов в сфере высшего образования существуют федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования22. [26] Таким образом, можно сделать вывод о том, что государство регулирует сферу образования с помощью различных нормативно-правовых документов. Основными документами, которые определяют и регулируют государственную политику в сфере высшего образования, являются Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина развития образования и Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. Вывод к главе 1: На основании изученного теоретического материала было установлено, что тема высшего образования является актуальной в настоящее время. Было выявлено, что с 1991 г. ценность получения высшего образования значительно изменилась и количество желающих его получить возрастала с каждым годом. В связи с этим возросло и число высших учебных заведений. Сейчас получение высшего образования многие считают подлинно необходимым. Также, мы ознакомились с нормативно-правовыми документами, регулирующими сферу образования в России. Были рассмотрены основные цели и задачи государственной политики в сфере образования. Было выяснено, что главной целью образовательной политики нашего государства является повышение качества российского образования, на что будет нацелено дальнейшее исследование. ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Анализ государственной политики в сфере высшего образования в России Государственная политика в сфере образования — это деятельность государственных органов и государства в целом в области функционирования и развития системы образования23. Реализация государственной политики – планомерный процесс использования органами публичной власти и институтами гражданского общества имеющихся в их распоряжении ресурсов для достижения поставленных целей. На сегодняшний день в системе российского высшего образования происходят коренные изменения. Связаны они с тем, что в 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, которая предполагает создание единого европейского образовательного пространства. Болонская система для России означала принятие новых образовательных стандартов. В частности, это переход на образовательные ступени (бакалавриат, магистратура), признание российских дипломов за рубежом, а также возможность продолжать образование в другом государстве, подписавшем декларацию. Государственная политика в области высшего образования направлена на повышение доступности, конкурентоспособности и качества высшего образования. С целью формирования сети вузов, реализующих востребованные образовательные программы, одним из инструментов реализации государственной политики является мониторинг эффективности их деятельности. Наряду с контролем за деятельностью вузов для обеспечения их эффективности осуществляется поддержка группы ведущих университетов и региональных образовательных организаций высшего образования24. Ключевой механизм обеспечения доступности высшего образования - формирование объемов и структуры контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (далее - КЦП). На протяжении последних 3 лет доступность высшего образования поддержана на уровне 57%, то есть на каждые 100 выпускников по образовательным программам среднего общего образования приходится 57 бюджетных мест на первых курсах в вузах. При этом процедура распределения бюджетных мест по вузам и регионам основана на анализе потребности экономики, данных о трудоустройстве выпускников, социальной сферы регионов. Также при установлении КЦП на обучение по образовательным программам высшего образования на 2016/2017 учебный год были учтены пожелания 13 тыс. ключевых российских работодателей. Общий объем КЦП, установленный на 2016/17 учебный год, составил 529 тыс. человек, на 2017/18 учебный год - порядка 530 тыс. человек25. В течение последних 3 лет отмечается рост потребности в выпускниках естественнонаучных, инженерно-технических, педагогических и медицинских направлений подготовки и специальностей. Исходя из этого сложилась структура очного приема на программы бакалавриата и специалитета в 2016 году: 46,7% - КЦП на инженерные направления подготовки и специальности, 9,2% - на педагогические, 8,4% - на медицинские. На 2017/18 учебный год 43,6% КЦП выделено на инженерные направления подготовки и специальности, 11,7% - на педагогические, 6,7% - на медицинские. При этом произошло увеличение объемов КЦП, выделенных на науки об обществе (13,8%). Результаты проведенного в 2016 году мониторинга трудоустройства выпускников вузов подтверждают указанную тенденцию: доля трудоустройства выпускников вузов, завершивших обучение по образователь....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Совершенствование градостроительной политики муниципального образования Российской Федерации
- Реализация государственной политики в жилищной сфере в субъекте Российской Федерации современное состояние и перспективы
- Разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления денежными потоками предприятия